Балансируя между зарплатой и пособием

Балансируя между зарплатой и пособием
 
Пособия по бедности в России не будет, а МРОТ опять ниже прожиточного минимума
Минздрав предложил с 2019 года увеличить тариф отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования. Работодатели возмущены: они и так платят больше, чем региональные власти за неработающих граждан, а к 2019 году разрыв увеличится вдвое! О том, где взять денег для ОМС, и о других проблемах говорили на заседании Российской трехсторонней комиссии.
 
ФОНДЫ
Конец года, время корежить бюджеты. На бюрократическом сленге это называется “внесение изменений в федеральный закон…”. Но на сей раз, что необычно, в сторону увеличения финансирования. Так, в Пенсионном фонде в нынешнем году появится дополнительно 220,7 млрд рублей (из федерального бюджета). Деньги будут и в Фонде обязательного медицинского страхования - за счет того, что ФОМС не отдаст в бюджет 91,2 млрд рублей. Сделано это для того, чтобы эта сумма переходящими остатками пошла на повышение зарплат медикам в 2017 - 2018 годах в рамках “майских” указов президента.
 
Впрочем, в ближайшее время в медстрахе с деньгами беда, и правительство срочно ищет способы, как их “найти”. Поэтому Минздрав предложил повысить с 2019 года тариф ОМС с 5,1 до 5,9%, что “позволит обеспечить долгосрочное покрытие дефицита бюджета фонда до 2025 года”.
 
Ожидаемо против выступили работодатели. Председатель РСПП Александр Шохин был настолько красноречив, что убедил и профсоюзную сторону поддержать протест.
 
- Если посмотреть на два основных источника поступления средств в Фонд ОМС - взносы за работающее население и за неработающее - то динамика все время не в пользу работодателей. По нашим расчетам, объем средств в ОМС к 2019 году от работодателей увеличивается на 36%, а от государства за неработающее население - только на 12%. И к 2019 году работодатели за 61 млн работников внесут страховых взносов в два раза больше, чем государство за 85 млн неработающих. Этот разрыв все время растет! - возмутился Шохин.
 
На самом деле, по мнению работодателей и профсоюзов, проблема с бюджетом ФОМС в том, что нет ни четкой системы, ни понимания, как этот вид страхования должен работать. А вот Минтруд и вице-премьер Ольга Голодец считают, что проблема в миллионах неплательщиков, которые пользуются медициной, не уплачивая взносы в фонд. Именно поэтому они и предложили “налог на тунеядство”, как его окрестили в народе: обязать неработающих граждан платить около 20 тыс. рублей в год за использование социальной инфраструктуры (поликлиники и т.п.).
 
Профсоюзы выступают категорически против такого “налога”, о чем председатель ФНПР Михаил Шмаков говорил и на заседании Генсовета, и на заседании РТК:
 
- С нашей точки зрения, “налог на тунеядство” - инициатива, которая не заслуживает поддержки. Мы не Беларусь, у нас совсем другое правовое пространство и другие системы социальной защиты. Кроме того, в Конституции РФ написано, что медицинская помощь бесплатна. По нашему законодательству, за неработающее население местное правительство должно вносить взносы в Фонд медицинского страхования, чего они не делают, после этого у нас разваливается медицина.
 
Самый сбалансированный бюджет, наверное, у Фонда соцстраха. О нем можно было бы и не упоминать, если бы не одна фееричная дискуссия. Глава ФСС Андрей Кигим пояснил, что в нынешнем году доходы от размещения финансовых средств в банках будут меньше запланированных. При плановых 5 млрд рублей - всего 1,5 млрд. И вот почему:
 
- В прошлом году были потеряны 900 млн рублей в банке “Российский кредит” и 200 млн во Внешпромбанке. В нынешнем году мы попросили жесткое ограничение: деньги размещаются только в банках с капиталом 250 млрд рублей и больше. Исходя из этого выросла надежность, но упала доходность.
 
На вопрос, почему были потеряны такие деньги, Кигим ответил:
 
- Мы предлагали [правительству] размещать все в госбумаги, но нам запретили. Мы считаем, что у нас нет специалистов, которые настолько разбираются в банках, чтобы составлять ломбардные и прочие залоговые договоры. Мы пользовались данными, которые размещались на сайте Центробанка. Нам потом сказали, что эти данные были не достоверные, а информационные. Первым упал “Российский кредит”. Из других банков мы отозвали все целиком, из Внешпромбанка забрали 1,5 млрд, а 200 млн по договору залога ценных бумаг зарезервировали. Но оказалось, что из-за юридического названия “залог”, а не “ломбардный список”, мы эти деньги забрать не смогли. Ситуация непростая, и мы считаем, что в дальнейшем хотя бы на 90% средства нужно размещать в госбумаги.
 
Вопрос - как получилось, что в ФСС нет ни специалиста, который разбирался бы в том, куда фонд вкладывает миллиарды, - уже не задавали. Как и вопрос о “недостоверных данных” на сайте ЦБ.
 
ПОСОБИЯ
Минтруд предлагает установить с 1 января 2018 года единый порядок индексации выплат: раз в год, 1 февраля, исходя из коэффициента индексации, определяемого правительством РФ в соответствии с фактическим индексом потребительских цен за предыдущий год. Это будет касаться всех выплат, кроме материнского капитала (до 2019 года он просто не будет расти), и затронет 15 млн человек. Именно столько в нашей стране получают то или иное пособие.
 
Судя по тому, что в список исключений не внесли пособие по безработице, в 2018 году его все же планируют проиндексировать. Потому что в этом оно остается все на том же мизерном уровне: минимальное - 850 рублей, максимальное - 4900. Суммы не индексировались уже шесть лет, с 2010 года.
 
Лидер ФНПР заявил, что эту проблему надо решать комплексно: разработать проект закона о занятости и уже в его рамках рассматривать и возможность страхования от безработицы, потому что нынешнее пособие - “это насмешка”. Ольга Голодец согласилась со Шмаковым, что это крайне мало. Для решения проблемы она предложила создать рабочую группу при Минтруде.
 
Голодец сообщила, что возможность введения в России пособия по бедности в правительстве не рассматривается. О том, что в госструктурах обсуждают вариант внедрения такой социальной поддержки, ранее говорила замминистра финансов Татьяна Нестеренко. При этом Нестеренко отметила, что это возможно только после того, как законодательно будут определены понятие “нуждаемость” и его критерии. Однако вице-премьер оказалась не осведомлена о существовании подобных инициатив:
 
- Это вопрос к министерствам, сотрудники которых позволяют себе высказывать личные мнения.
 
На что координатор профсоюзной стороны РТК потребовал, чтобы выступления представителей правительства в СМИ как-то регламентировались и согласовывались между министерствами, поскольку это уже далеко не первый подобный вброс со стороны отдельных сотрудников министерств. Лидер ФНПР подчеркнул, что вопросы, касающиеся пенсий, пособий и прочей господдержки, должны освещать для журналистов представители социального блока правительства, а не финансово-экономических ведомств. Вице-премьер идею Михаила Шмакова поддержала:
 
- Мы же с вами не обсуждаем особенности финансового рынка, но почему коллеги себе позволяются высказываться на темы пенсионного законодательства?!
 
Хотя минимальный размер оплаты труда не является пособием, все же расскажем о нем именно в этой главе. Ведь если на МРОТ невозможно выжить даже теоретически, он фактически является не зарплатой, а пособием.
 
МРОТ в будущем году намерены повысить на 4%, до 7800 рублей. При этом соотношение МРОТ и прожиточного минимума упадет с 69,9% в 2016 году до 69,5% в 2017-м. На повышение выплаты из бюджета дополнительно возьмут 5,2 млрд рублей. Увеличение МРОТ коснется 890 тыс. человек, 72% из них - государственные и муниципальные служащие.
 
Свое предложение прислала организация малого и среднего предпринимательства “Опора России”. При МРОТ 6204 рубля (на 1 января 2016 года) страховые взносы (в ПФР и ФОМС) самозанятых варьируются от 23,1 тыс. до 58,6 тыс. рублей. “В связи с увеличением МРОТ взносы составят от 27,9 тыс. рублей до 191,7 тыс. рублей. Для значительного числа индивидуальных предпринимателей такой рост страховой нагрузки окажется критичным. Это может привести к сокращению числа ИП. Предлагаем зафиксировать до 2018 года МРОТ, используемый для исчисления взносов самозанятых лиц на социальное страхование, на уровне 2016 года (в размере 6204 рубля)”.
 
ДЕТСКИЙ ОТДЫХ
До сих пор нет единого ведомства, которое бы комплексно курировало и отвечало за организацию детского отдыха. Есть вероятность, что в будущем году таким станет Минобрнауки. По крайней мере так это представила членам РТК вице-премьер. А пока об итогах детской оздоровительной кампании этого года докладывала представитель Минтруда.
 
Если совсем кратко, то в январе - августе работало около 50,5 тыс. детских оздоровительных организаций, что на 400 меньше, чем в прошлом году. Загородных лагерей стало на 16 меньше, лагерей с дневным пребыванием - на 129. Денег на детский отдых выделили в этом году меньше, чем в прошлом, на 549 млн рублей. При всем при этом детей отдохнуло на 135 тысяч больше. Впрочем, отдохнувших в лагерях все равно меньше половины (48,29%) детей школьного возраста.
 
- По нашим данным, в Москве осталось порядка 80 загородных лагерей. На рубеже 90-х годов их было 650, - привел Михаил Шмаков свою статистику. - При этом с экранов телевизоров восхваляются действия столичного правительства, которое организовало сотни тысяч мест в пришкольных лагерях. Мы откатились в 50-е годы предыдущего века. На моих глазах в 50-е годы начали организовываться пионерские лагеря при школах, поскольку загородных лагерей на всех не хватало. Потом пришкольные лагеря ушли в прошлое, так как развивались загородные, а сейчас это преподносится как венец творческой мысли экономистов.
 
Шмаков заявил, что вопрос о функционировании детских оздоровительных лагерей обсуждаться в рамках трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не должен, поскольку он уже давно не относится к социально-трудовым отношениям. Это раньше, когда создавались загородные лагеря, они были при предприятиях и для отдыха детей работников этих предприятий. Сейчас же все иначе, сейчас лагеря считаются непрофильными активами. И Шмаков подытожил свою пессимистичную речь словами:
 
- Не поднимет Минобразования в существующих условиях все то, что на него возлагают.
 
КОРОТКО
Генеральное соглашение будет продлено еще на год. Дата торжественной процедуры подписания обсуждается.
 
Допустимая доля иностранных работников на 2017 год останется практически без изменений, такой же, как в этом году.
 
Вопрос задолженностей по зарплатам по ряду предприятий будет в ближайшее время рассматриваться у премьер-министра.
 
материал с сайта http://www.solidarnost.org/articles/RTK.html